II. ИГРА "ЗАЩИТА
ПРОФЕССИИ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ" Цель игры - научиться аргументировано
отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителям
и т.д.). Данная игра может быть использована как самостоятельная, а может быть
включена в игру "Профконсультация" как
подготовительная игровая ситуация. Условия проведения игры. Игра рассчитана на учащихся 8-10 классов. В игре участвует группа из
2-3 человек. Время на игру 15-20 минут. Для игры необходима отдельная комната
(или дальний угол класса, если игра включена в игру "Профконсультация"). Процедура проведения игры. Специального подготовительного этапа игра не требует. 1 этап . Между школьниками
распределяются роли: "учащийся" (играет самого себя), его
"родители" или "родственники" (папа, мама, бабушка,
старшая сестра и т.д.). Инструкция:" Представьте, что учащийся
приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях 3 этап . Ведущий отсаживается от
играющих и предлагает им начинать игру. Вмешательства ведущего должны быть
еще меньшими, чем в игре "Профконсультация",
т.к. имитируется домашняя сцена, а не профконсультационная
помощь. 4 этап. Обсуждение игры. Если игра используется в "Профконсультации"
можно вообще обойтись без обсуждения. При самостоятельном использовании можно
четко сформулировать аргументы той и другой стороны и детально их обсудить,
постаравшись связать их с правильным построением личного профессионального
плана. Диагностические возможности игры. Поскольку школьники могут проецировать поведение своих родителей в
аналогичных ситуациях, игра может дать предварительную информацию о позициях
реальных родителей данных учеников. Однако,
относиться к этой информации следует с определенной осторожностью, т.к.
школьники могут имитировать и чужих родителей. Типичные трудности. Учащиеся могут увлечься эмоциональным обыгрыванием своих ролей и забыть
о главной цели игры. В крайнем случае, ведущий может взять себе роль
"прадедушки" и через эту роль вернуть игру в деловое русло, Перспективы развития игры. Результатами данной игры могут стать совместно со школьниками
сформулированные правила беседы с родителями на тему выбора профессии. 1. Общая инструкция участникам (см. I.1.).
Распределение ролей: два "профконсультанта", "семья" из
3-4 человек. Таким образом, и семья и профконсультанты получают специальную
подготовку к самой игре "Профконсультация". 3. Профконсультанты консультируют учащегося в присутствии его
родителей. При этом профконсультанты не пользуются листом со схемой
консультации. Если эта схема усвоена профконсультантами плохо, ведущий может
предложить им в ходе самой игры, по очереди заглянуть в эту схему. Опыт показывает, что в данном варианте игра "Профконсультация"
занимает больше времени (более одного часа на первое проигрывание), зато в
игре появляется возможность выхода на более сложные вопросы выбора профессии,
игра носит более деловой характер. |