II. ИГРА "ЗАЩИТА ПРОФЕССИИ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ"

Цель игры  - научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителям и т.д.).

Данная игра может быть использована как самостоятельная, а может быть включена в игру "Профконсультация" как подготовительная игровая ситуация.

Условия проведения игры.

Игра рассчитана на учащихся 8-10 классов. В игре участвует группа из 2-3 человек. Время на игру 15-20 минут. Для игры необходима отдельная комната (или дальний угол класса, если игра включена в игру "Профконсультация").

Процедура проведения игры.

Специального подготовительного этапа игра не требует.

 1 этап . Между школьниками распределяются роли: "учащийся" (играет самого себя), его "родители" или "родственники" (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т.д.).
 2 этап . Ведущий зачитывает инструкцию.

Инструкция:" Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях
( если профессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом вообще он не собирается ). Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить. Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие - признак слабости аргументов."

3 этап . Ведущий отсаживается от играющих и предлагает им начинать игру. Вмешательства ведущего должны быть еще меньшими, чем в игре "Профконсультация", т.к. имитируется домашняя сцена, а не профконсультационная помощь.

 4 этап.   Обсуждение игры.

Если игра используется в "Профконсультации" можно вообще обойтись без обсуждения. При самостоятельном использовании можно четко сформулировать аргументы той и другой стороны и детально их обсудить, постаравшись связать их с правильным построением личного профессионального плана.

Диагностические возможности игры.

Поскольку школьники могут проецировать поведение своих родителей в аналогичных ситуациях, игра может дать предварительную информацию о позициях реальных родителей данных учеников. Однако, относиться к этой информации следует с определенной осторожностью, т.к. школьники могут имитировать и чужих родителей.

Типичные трудности.

Учащиеся могут увлечься эмоциональным обыгрыванием своих ролей и забыть о главной цели игры. В крайнем случае, ведущий может взять себе роль "прадедушки" и через эту роль вернуть игру в деловое русло,
а если учащемуся будет слишком трудно, стать его союзником, но не решать за него все проблемы.

Перспективы развития игры.

Результатами данной игры могут стать совместно со школьниками сформулированные правила беседы с родителями на тему выбора профессии.
Интересным представляется также использование данной игры при участии и школьников, и родителей. Причем, родители играли бы роль "учащихся", а школьники - роли "родителей".
При использовании игры "Защита профессии перед родителями" в игре "Проконсультация" процедура "Профконсультации" будет иметь следующий вид:

1. Общая инструкция участникам (см. I.1.). Распределение ролей: два "профконсультанта", "семья" из 3-4 человек.
2. Семья разыгрывает семейный конфликт (игра "Защита профессии перед родителями"), а профконсультанты уходят в коридор и знакомятся там с общей схемой профконсультации. Весь этап рассчитан на 10-15 минут.

Таким образом, и семья и профконсультанты получают специальную подготовку к самой игре "Профконсультация".

3. Профконсультанты консультируют учащегося в присутствии его родителей. При этом профконсультанты не пользуются листом со схемой консультации. Если эта схема усвоена профконсультантами плохо, ведущий может предложить им в ходе самой игры, по очереди заглянуть в эту схему.

Опыт показывает, что в данном варианте игра "Профконсультация" занимает больше времени (более одного часа на первое проигрывание), зато в игре появляется возможность выхода на более сложные вопросы выбора профессии, игра носит более деловой характер.